Обречённая на проигрыш сделка с дьяволом: Ротару продала Россию и поплатилась...
В миреЭкономика

О подоплёке западных инсинуаций вокруг аварий на подводных магистралях Швеции и Финляндии

17 октября министр гражданской обороны Швеции Карл-Оскар Болин сообщил, что в Балтийском море был повреждён кабель связи между его страной и Эстонией. По его словам, кабель был повреждён (но не порвался) в том же районе, что и газопровод Balticconnector, причём произошло это в том же районе, что и телекоммуникационный кабель между Финляндией и Эстонией, и примерно в то же время. Министр обороны Швеции Пол Джонсон заявил, что шведские власти серьезно относятся к ситуации, поскольку речь идет о критически важной инфраструктуре.

8 октября оператор газовой сети Финляндии Gasgrid Finland и эстонский оператор газовых сетей Elering заметили падение давления в газопроводе Balticconnector. Президент Финляндии Саули Ниинистё говорил, что повреждения могут быть результатом внешнего воздействия. Финская полиция сообщала об обнаружении «внешних следов» в районе утечки.

Эстонское издание Postimees со ссылкой на данные системы отслеживания судов Marine Traffic сообщало, что в день утечки рядом с газопроводом проходил контейнеровоз Newnew Polar Bear, принадлежащий Китаю и следовавший под флагом Гонконга.

Финские следователи, расследующие повреждение финско-эстонского газопровода, заявили о проверке китайского и российского судов, которые находились в Финском заливе, а именно Newnew Polar Bear и Sevmorput. Также рассматриваются и другие корабли, проходившие в этом районе в момент повреждения.

Национальное бюро расследований Финляндии перешло к активной фазе расследования повреждения морского газопровода-интерконнектора Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы Эстонии и Финляндии. Об этом сообщил возглавляющий расследование инцидента на магистральном газопроводе Balticconnector детектив-суперинтендант Р. Лохи.

Финляндские следователи сосредоточились на поиске судна, которое могло спровоцировать повреждение на МГП Balticconnector, уверяя, что тот был повреждён в результате внешнего воздействия, носившего не взрывной, как предполагалось изначально, а механический характер. В частности, высказывается версия о том, что МГП Balticconnector мог быть повреждён судовым якорем, которое некое крупное судно протащило по газопроводу.

Ранее эстонские СМИ со ссылкой на данные MarineTraffic назвали потенциально виновное судно – танкер SVG Flot под российским флагом, которое находилось 6-8 октября в Финском заливе в районе места происшествия.

В числе судов, потенциально имеющих отношение к инциденту, британская Guardian со ссылкой на польского эксперта К. Музыку называла гидрографическое судно Балтийского флота ВМФ РФ «Сибиряков», находившееся недалеко от газопровода и электрического кабеля Estlink в мае, августе и сентябре 2023 года.

Польское издание PortalMorski со ссылкой на финскую газету Helsingin Sanomat сообщило, что, помимо «Сибирякова», в районе, где проходит МГП Balticconnector, действовало ещё одно российское океанографическое исследовательское судно «Адмирал Владимирский» Балтийского флота.

В связи с отказом от версии произошедшего в результате взрыва внимание с «Сибирякова» переводится на «Адмирала Владимирского», который «вероятно действовал» на линии газопровода. Стремясь сфокусировать общественное внимание на безопасности МГП Baltic Pipe, польское издание напоминает, что западные страны подозревают оба судна в шпионаже за критической морской инфраструктурой (газопроводы, интернет- и силовые кабели) в Балтийском и Северном морях.

Эстонское издание Postimees со ссылкой на данные MarineTraffic сообщает, что ближе всего к месту аварии 8 октября находился контейнеровоз Newnew Polar Bear, который ходит под флагом Гонконга и принадлежит Китаю.

Росатом отверг версии о якобы причастности к инциденту своего атомного контейнеровоза «Севморпуть». Заявление финской полиции о причастности к повреждению газопровода российских и китайских судов означает начало активной фазы борьбы Запада за контроль над СМП. Этот вброс намерено появился накануне выступления президента РФ Владимира Путина на форуме «Один пояс – один путь» в Пекине, где он пригласил азиатских партнеров принять участие в развитии СМП, рассказал телеграм-каналу «Взгляд на Восток» завкафедрой политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин: «СМП – единственный торговый маршрут в мире, который не контролирует Запад. Он проходит в нейтральных и территориальных водах России, где все судоходство управляется Росатомом. Трасса очень перспективная, и наши китайские партнеры проявляют к ней большой интерес. Не случайно расследователи приплели к этой истории с повреждением газопровода не только нашу страну, но и Китай – это явный сигнал Пекину, что все не так просто».

Президент Латвии Ринкевич заявляет о необходимости закрыть для России Балтийского моря, что означало бы прямую военную конфронтацию. Можно предположить, что инцидент с мало что значащим интерконнектором постараются вытащить на обсуждение и осуждение в ООН, поднять эту тему в Арктическом совете, чтобы потребовать от отстранённой после начала СВО от работы в нём России введения международного контроля над СМП под угрозой очередных санкций.

Что касается возможного обсуждения и осуждения мифической причастности России к авариям на подводных коммуникациях в Балтийском и Северном морях, то истерия на этот счёт ничего особенно нового в антироссийскую повестку коллективного Запада не внесет.

Возможные же экономические перспективы Северного морского пути (СМП) представляются довольно сильно преувеличенными.

К примеру, границы СМП включают не далеко все арктические воды России. По законодательству РФ в акваторию СМП входит участок от Карских Ворот у архипелага Новая Земля до мыса Дежнёва в Беринговом проливе, а также устья судоходных сибирских рек. Такие западные порты, как Мурманск, Архангельск, Кандалакша, Варандей, и восточные Анадырь и Петропавловск-Камчатский формально к СМП не относятся, однако принимают большую часть судов, следующих по северным морям.

Пока информационный шум о превращении Севморпути в «глобальную транзитную артерию» и «второй Суэц» далёк от текущей реальности. Бесстрастная статистика напрочь снимает вопрос о возможной конкуренции СМП с южными морскими маршрутами. Объём перевозок через Суэцкий канал уже давно преодолел планку 1 млрд тонн грузов, в то время как по итогам 2022 года грузопоток по СМП составил чуть более 34 млн тонн, из них международным транзитом перевезено около 0,2 млн тонн – по сравнению с 2021 годом этот показатель уменьшился в 10 раз.

Иностранные суда не рвутся следовать вдоль северных бегов России, однако нас это не должно сильно огорчать. Роль СМП как транзитного маршрута не так уж выгодна России. Если иностранное судно не останавливается по пути следования в каком-нибудь российском северном порту, то выручкой нашей страны от его прохода по СМП становится только оплата лоцманского сбора и услуг ледокольной проводки. Взамен Россия как прибрежное государство обязана обеспечить полную безопасность судна на протяжении всего маршрута, информировать его о ледовой и гидрометеорологической обстановке, а в случае ЧП – спасать экипаж или ликвидировать разлив топлива.

Повышенное внимание Запада к СМП объясняется не столько экономическими, сколько военно-политическими соображениями, причём основyю роль здесь играют заокеанские англосаксы, заявляющие свои претензии на остров Врангеля.

В начале 2021 года Департамент военно-морского флота США обнародовал новую арктическую стратегию ВМС США под названием «Голубая Арктика» («Blue Arctic»), рассчитанную на два десятилетия и исходящую из предположения, что таяние льдов будет обеспечивать все более доступное судоходство в Ледовитом океане.

«Голубая Арктика» дает общее представление о том, как полярный регион постепенно превращается из «белого» в «синий», и как уменьшение ледового покрова делает арктические воды более доступными и судоходными, что открывает доступ к новым морским путям, ресурсам и рынкам.

20 января, комментируя новую арктическую стратегию, военно-министр США Кеннет Брейтуэйт сообщил, что военно-морские силы США будут обеспечивать все уровни и типы присутствия в арктических водах, а также под и над водой.

Как мы писали, Арктика является стратегическим регионом растущего геополитического и глобального значения. Несмотря на то, что она включает самый маленький в мире океан, она скрывает потенциал для соединения почти 75% населения мира. Кроме того, в регионе сосредоточено около 30% неразведанных мировых запасов природного газа, 13% общемировых запасов нефти и на 1 трлн. долл. редкоземельных минералов.

Борьба за Арктику и, в частности за СМП, ведётся исходя из совокупности военных, ресурсных и экономических стратегий России, Китая и противостоящего им коллективного Запада. Россия принимает серьёзные меры для обеспечения своей безопасности в ледовых широтах. В частности, Северный флот усилен новыми кораблями и подводными лодками. Укрепляются гарнизоны на острове Котельном и Земле Франца-Иосифа, появились новые арктические бригады в Восточной Сибири, совершенствуется система ПВО и ПРО.

На ряде арктических островов и материковой заполярной части России развёрнуты шесть военных баз: на островах Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (входит в архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля), на мысе Шмидта и острове Врангеля (входят в Чукотский автономный округ).

В российской Арктике построены не имеющие мировых аналогов военные объекты системы ПВО «Арктический трилистник» и «Арктический клевер», на каждом из которых круглогодично несут службу до 150 военнослужащих. Готовы к боевому применению десять арктических военных аэродромов.

На сегодняшний день и на обозримую перспективу военное преимущество в арктическом регионе – на нашей стороне. Значит, Артика будет русской!

Владимир Прохватилов, старший научный сотрудник Академии военных наук



Похожие статьи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»