Не так давно в Пекине на международном форуме «Один пояс — один путь» Россия и Китай подписали интересный контракт. Речь идет о поставке зерновых культур из первой страны во вторую на сумму ни много ни мало, а практически на $26 млрд. О подробностях договора мы сегодня и расскажем.
Настоящая сделка
Но начнем с предыстории. Всё это время, пока длилось недоразумение, которое с легкой подачи западных СМИ превращалось в «зерновую сделку», мы убеждали читателей смотреть на вопрос шире. Ведь зерно как таковое в ситуации играло роль не первой скрипки, а само соглашение однозначно носило название «Черноморская инициатива».
Однако о настоящей теме продовольствия мы не забывали. Предвкушая ее развитие в будущем, мы гадали: кто сделает первый шаг? Кто станет сметать с рынка те объемы продовольствия, от которых Европа так упорно «оберегает» весь остальной мир? Ждать долго не пришлось. Старым-новым игроком предсказуемо стал Китай.
А теперь давайте читать внимательно и загибать пальцы.
«Мы подписали один из крупнейших в истории России и КНР контрактов почти на 2,5 трлн рублей на 70 млн тонн на 12 лет поставки зерновых, зернобобовых, масляничных грузов», — сообщил Карен Овсепян, лидер инициативы «Новый сухопутный зерновой коридор».
На заметку зарубежным СМИ: вот так выглядит настоящая зерновая сделка. А мы поехали дальше.
Подробности в студию
Поговорим немного о деталях. Договор был подписан между российской производственно-экспортной компанией ЭПТ и китайской госкорпорацией China Chengtong International, Ltd. По документам, сырье в КНР будет поступать с таких регионов, как Урал, Сибирь и Дальний Восток. Также известно, что его перевалка будет организована при помощи зернового железнодорожного терминала полного цикла в Забайкальске. Таким образом, время транспортировки зерна из Сибири в Китай ориентировочно сократится с нескольких месяцев до пары недель.
Кроме очевидных выгод для РФ, какие можно выделить еще? Согласно словам всё того же Карена Овсепяна, благодаря договоренности экспорт российского продовольствия в Пекин вырастет до 8 млн тонн, а с учетом новой инфраструктуры — до 16 млн тонн. Кстати, о последней. Это и развитие ж/д коридора, и строительство морских перегрузочных комплексов под зерно.
Что касается КНР, то, кажется, понятно, кто по-настоящему оценил преимущество долгосрочных контрактов и старается распространять этот опыт на другие сектора экономики. И здесь хочется передать пламенный привет Европе с ее спотовыми контрактами.
Но главное в этой новости не первое и не второе. Чтобы понять, что тут главное, достаточно посмотреть на то, кто являлся основным экспортером сельскохозяйственной продукции в Китай по сегодняшний день.
«Согласно данным Министерства сельского хозяйства США, в 2022 финансовом году США экспортировали сельскохозяйственные товары в Китай на рекордную сумму в $36,4 млрд», — сообщает агентство по отчетности о ценах для оптовых сельскохозяйственных рынков AgriCensus.
Но, как мы видим, наступило время перемен. И главное в новости то, что каждый рубль, заработанный в этом секторе Россией, это рубль, не заработанный США.